АвторСообщение
moderator




Пост N: 36
Info: Инструктор-дрессировщик
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.07 05:13. Заголовок: Статьи касающиеся дрессировки.


В этом разделе будем публиковать статьи и другие материалы по дрессировке и поведению животных.

Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным.

Наполеон.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 9 [только новые]


moderator




Пост N: 37
Info: Инструктор-дрессировщик
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.07 05:16. Заголовок: Нарушения ВНД.


.НАРУШЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Страх. Неврозы и их причины.

Зоопсихологи считают, что страх это специфическая эмоциональная реакция организма или, короче, одна из эмоций.
Часть эмоций связана непосредственно с потребностями и характеризуют их возникновение, состояние, вероятность удовлетворения и факт удовлетворения Однако существуют раздражители и ситуации, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события. Предвосхищение - это особый источник эмоциональных процессов. Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во-первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во- вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события. По первому основанию они подразделяются на:
- сигналы боли, сильной, продолжительной депривации, вызывающей страх;
- сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие агрессию;
- сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие положительные эмоции:
- сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство (или в других условиях - страх).
Таким образом, страх это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному‚ существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страданий, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.
В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков (тревога. боязнь, испуг, панический страх (ужас)).
Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, как реакции на конкретную угрозу, не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и может побуждать к поиску и конкретизации источника, тревога представляет собой обобщенный (генерализованный), диффузный или беспредметный страх. Тревога этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности. неуверенности в себе, преувеличения значимости и опасности характера внешних факторов, Поведенческие проявления тревоги, как и страха вообще, заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.
Психологи считают, что есть все основания для выделения такого свойства темперамента как тревожность, под которой понимают склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги. Под испугом подразумевают внезапный т.е мгновенный резко выраженный страх: возникающий при неожиданном и непонятном, но еще не осознанном изменении ситуации. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности. возникает медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранена.
Состояние аффекта (панический страх, ужас) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными (паническое бегство, оцепенение, защитная агрессия) и физиологическими проявлениями Аффекты развиваются я критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы навязывают тот или иной стереотипный способ аварийного разрешения ситуации.
Страх и тревога может соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей, но функционально служат предупреждением о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на источнике, побуждают искать пути избегания опасности.
Страх - отрицательная эмоция и является сложным, неоднозначным явлением. Она дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.
Среди инструментальных реакций, сопровождающих эмоциональную реакцию страха, прежде всего выделяют реакцию избегания. Реакция избегания - это реакция, которая возникает у индивида в ответ на сигнал опасности и которая призвана устранить эту опасность (то есть исключить действие отрицательного раздражителя), путем выхода из сферы действия опасного раздражителя. Эта реакция активна, по определению, и называть ее «пассивно-оборонительной» неправомочно. Пассивно - оборонительная реакция, подчеркивающая пассивность животного, и, которую часто называют реакцией затаивания или оцепенения, выражается в полном прекращении движений. Агрессивно-оборонительная реакция, напротив, направлена на уничтожение источника опасности и имеет все характерные признаки атаки.
Очень часто состояние тревоги, боязни или страха путают с ориентировочной реакцией, под которой понимают комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды. На реакцию и ориентации сенсорных систем на источник - причину реакции. Путаница же кроется в отмене на поведенческом уровне, ориентировочная реакция выражается в прекращении текущей деятельности (стоп текущей деятельности или снижении ее эффективности и, более или менее продолжительного периода, неподчинения командам, что так напоминает реакции вызванные состоянием тревоги и страха.
Как показали исследования Л. В. Крушинского (1938, 1944, 1946, 1947), проведенные на большом поголовье животных, собаки с «пассивно - оборонительной реакцией» могут относится как к слабому, так и сильному типу
Крушинский приходит к выводу, что наличие пассивно - оборонительной реакцию у собак всех изученных типов ясно свидетельствует о том, что связи между этим и слабым типом нервной системы нет.
Пассивно - оборонительная реакция, не являясь непосредственным свойством слабого типа, все же более легко возникает у слабых собак; «пассивно оборонительная реакция» может свободно комбинироваться как с сильным, так и слабым типом нервной системы; пассивно - оборонительная реакция» и тип высшей нервной деятельности являются в значительной степени самостоятельными свойствами нервной системы.
Оценивая потомство, полученное от смелых. и смелых и трусливых и трусливых собак, Крушинский показал, что количество «трусливых» щенков достоверно выше в пометах от «трусливых» родителей, чем в пометах от смелых, хотя они встречаются и у последних.
На основании исследований Л.В Крушинский пришел к выводу, что, вероятно, наследуется не сама пассивно оборонительная реакция, а скорее определенная норма реагирования животного на внешние условия его воспитания. «Пассивно- оборонительная реакция возникает в результате теснейшего взаимодействия результата влияния внешних факторов с наследственными возможностями организма.
Реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями, а также раздражителями, условно рефлекторно связанными с опасными для животного последствиями, при этом степень выраженности реакций определяется ранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутренним состоянием животного,, и, генетически зависимыми, порогами чувствительности его анализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тревожностью, силой нервной системы и подвижностью нервных процессов. Однако генетическое влияние корректируется, правда до некоторой степени, воздействиями внешней среды (тренированность).
Неврозы
Патологические состояния высшей нервной деятельности могут возникать по многим причинам, например, в связи с травмами центральной нервной системы, ее наследственными аномалиями, инфекционными и паразитарными заболеваниями, злокачественными опухолями, в результате отравлений или длительного неправильного кормления, а также при воздействии чрезвычайных (сверхсильных) раздражителей, при несоблюдении методики дрессировки или неправильном воспитании собаки.
Чаще всего владельцы собак и дрессировщики сталкиваются е патологическим состоянием высшей нервной [ деятельности собак в виде неврозов. Неврозом принято считать состояние животного, возникшее функциональным путем в результате перенапряжения процессов высшей нервной деятельности, характеризующееся нарушением нормального (адекватного) и приспособительного (адаптивного) поведения, невозможностью выработки новых и несрабатыванием старых навыков, отказом от еды, изменением деятельности внутренних органов и нарушениями сна. Неврозы, как патологическое состояние центральной нервной системы, имеют длительный, хронический характер.
В нашей стране систематически неврозы собак начали изучать в лаборатории И. П. Павлова, который и дал первое определение этому состоянию: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся недели, месяцы и даже годы) отклонения высшей нервной деятельности от нормы».
Неврозы могут быть следствием воздействия очень сильных или необычных, чрезвычайных раздражителей, тонком дифференцировании (различении) раздражителей, выработке условных рефлексов и навыков в усложненных условиях, в результате резких изменений жизненного стереотипа, быстрой смене положительного и отрицательного раздражителей, сшибке (почти одновременном действии) разнородных условных и безусловных раздражителей. Перенапряжение может испытать либо каждая из функций высшей нервной деятельности в отдельности, либо сразу несколько.
Динамика развития неврозов
Независимо от причины, вызвавшей невротическое состояние, неврозы имеют сходное течение. Первая тормозная фаза характеризуется полным или почти полным исчезновением условных рефлексов. Во второй - парадоксальной фазе, сильные раздражители вызывают слабую ответную реакцию, в то время как слабые, наоборот, приводят к неожиданно сильной реакции. Третья - уравнительная фаза характеризуется одинаковой реакцией на действия различных по силе раздражителей. Четвертая, называемая промежуточной, отличается максимальными эффектами на раздражители средней силы и является переходной к норме. При благоприятном течении невроза, повторное воздействие стрессируюшего фактора вызывает подобные, но более кратковременно длившиеся фазы.
Описанные этапы обычно можно отметить при любом неврозе. Наиболее легко можно заметить уравнительную, парадоксальную, а, иногда, и ультрапарадоксальную фазы, но и их последовательность и длительность могут быть различны
Часто неврозы развиваются не непосредственно вслед за происшедшим действием чрезвычайного фактора, в спустя несколько дней, а иногда и несколько недель.
Условия возникновения и течения неврозов.
С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, чрезмерно сильные раздражители вызывает в нервных клетках возбудительный процесс чрезмерной интенсивности, что приводит к перенапряжение возбудительного процесса. Чтобы вызвать перенапряжение и срыв возбудительного процесса при опытах с экспериментальными неврозами у собак, применяют следующие приемы:
1) использование “сверхсильных” раздражителей: ослепительные вспышки, оглушительные взрывы и т.п.
2) попытки сделать из “сверхсильного — раздражителя условный.
Неврозы могут возникать и в результате действия эмоционально отрицательных или неподкрепляемых раздражителей, что, как считается приводит к чрезмерному по интенсивности или длительности тормозному процессу в центральной нервной системе.
Перенапряжение “тормозного” процесса может происходить по следующим причинам:
1. При дифференцировке слишком близких (похожих) раздражителей.
2. При затягивании действия отрицательных раздражителей.
З. При длительной отсрочке подкрепления Очень неблагоприятно действует отсрочка подкрепления на неопределенное время и ожидание отрицательного подкрепления.
для некоторых животных наибольшую трудность представляет выработка внутреннего торможения. Удлинение времени действия тормозных раздражителей, выработка запаздывающего торможения в системе коротко отставленных рефлексов, суммация разных форм внутреннего торможения, образование тонких и сложных дифференцировок могут приводить у них к перенапряжению тормозного процесса и срывам высшей нервной деятельности.
Перенапряжение подвижности нервных процессов может произойти, когда клетки больших полушарий вынуждены слишком быстро переходить из возбужденного состояния в тормозное и наоборот. Перестройка функционального состояния нервных клеток требует определенного времени и тренированности. Попытки насильственного ускорения такой перестройки могут вести к серьезным нарушениям функции, что и проявляется в срыве подвижности. Такой срыв может произойти в следующих случаях:
1. При экстренной обратной переделке сигнального значения условных раздражителей.
2. При сшибке возбудительного и тормозного процессов путем вызова одного из них до того, как закончится другой - положительные и отрицательные условные раздражители подаются сразу один за другим без перерыва
З. Срыв подвижности может произойти при ломке прочно выработанного стереотипа раздражения. В условиях ослабления клеток больших полушарий у подопытных собак оказалось возможным вызвать неврозы резким изменением привычного для них стереотипа раздражителей. Неспособные к столь быстрой перестройке своего функционального состояния клетки коры теряли нормальную подвижность - развивался невроз.
По данным лабораторных исследований, одним из источников тяжелых и длительных невротических состояний, может стать сшибка экстеро- и интероцептивной сигнализации.
У некоторых животных инертного типа нервной системы резкие нарушения в деятельности различных функциональных систем организма возникают при переделке того комплекса временных связей, который обеспечивает жизнедеятельность организма в привычных для него условиях, и потому особенно прочен. При изменении условий существования и связанной с ним переделке этих связей возникают тяжелые невротические состояния с физиологическими расстройствами.
Описаны неврозы возникающие при выработке условных рефлексов на чрезмерно сложные комплексные раздражители и дифференцировок к ним; на применение раздражителей с вероятностным подкреплением
I (например, подкрепление каждого третьего-четвертого применения раздражителей); при выработке рефлексов на цепи последовательных раздражителей или других сложных систем условных связей.
Также описана форма информационных неврозов (М. М. Хананашвили, 1974,1978) - их возникновение было наглядно показано при перегрузке оперативной памяти собак. Экспериментальные неврозы вызывали у собак также нерегулярностью подкрепления сигнала, обстановочными раздражителями, в частности сильным освещением, при эмоциональном стрессе.
Возникновение неврозов в определенной «травмирующей” обстановке характеризуется очень быстрым образованием патологических условных рефлексов, вероятно по типу доминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью.
Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой (звуки выстрела, взрыва), подтверждается и другими наблюдениями, даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией. мог воспроизводить пережитое патологическое состояние. Вероятно пережитые патологические процессы оставляют в нервной системе след, который, оживляясь при определенных условиях, может заново воспроизвести развернутую картину ранее перенесенных нарушений.
Таким образом невротические явления очень часто оказываются связанными с той обстановкой, в которой животное испытывало чрезмерные воздействия. Тогда вся ситуация, обстановка приобретает характер болезнетворного раздражителя, между тем как поведение животного в других условиях не обнаруживает явных нарушений.
Обрастание невроза патологическими условными рефлексами на обстановку в значительной степени определяет и особенности динамики невроза, и дальнейшее восстановление нарушенной нервной деятельности, Поэтому так благоприятно действуют при неврозах перемена обстановки и другие факторы, разрывающие эти патологические связи и тем самым способствующие ликвидации невроза.
Но более того, очень часто при действии значительных по силе раздражителей происходит формирование условно-рефлекторных связей на состояние организма условно - рефлекторного патологического процесса, даже после однократного совпадения условного и безусловного раздражителей. Патологические рефлексы по своему механизму есть сложные рефлексы на состояние организма Эти условные связи глобальны - они охватывают деятельность многих органов и систем.
Фобии
Иногда неврозы могут протекать в виде фобий, которые можно определить как навязчивые переживания страхов в определенной обстановке.
Фобии имеют специфические поведенческие проявления, цель которых - избегание предмета страха, в том числе и обстановки связанной с ним, или уменьшение страха с помощью навязчивых действий.
Разнообразные навязчивые движения - двигательные стереотипы, возникающие при неврозах могут сохраняться в течение длительного времени (года и более) после прекращения травмирующей ситуации и нормализации условно рефлекторной деятельности Навязчивые движения усиливаются при всяком эмоциональном возбуждении (при раздаче корма соседним собакам, появлении новых соседей и т.п.). но прекращаются при целенаправленных действиях (еда, ориентировочно - исследовательские реакции). Возникающие в этих условиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение и начинают стереотипно функционировать при действии любого раздражения.
И. П. Павлов считал фобии следствием патологической подвижности тормозного процесса.
Профилактики неврозов.
Изучение экспериментальных неврозов показало, что повторное воздействие чрезвычайных факторов или создание условий, вызывающих невроз, в одних случаях ведет к дальнейшему нарушению высшей нервной деятельности, в других - к ее улучшению, нормализации.
В случаях когда невроз возникает вследствие перенапряжения нервных процессов, лечение, в первую очередь, должно включать предоставление отдыха нервной системе и исключение из опытов тех раздражителей, которые привели к срыву.
Однако при экспериментальных фобиях. длительные перерывы чаще приводили не к ослаблению, а к усилению нарушений.
Для предотвращения неврозов и фобий прежде всего необходимо соблюдать постепенность тренировки нервных процессов: постепенное увеличение сложности навыков, силы раздражителей, длительности занятий и т п.
С. Н. Выржековским, Ф. П. Майоровым Л. В. Крушинским было показано, что отсутствие тренировки, особенно в раннем детском возрасте, которую нервная система ежедневно получает в разных жизненных ситуациях, лишает животное возможности приспособления не только к трудным нервным задачам, но и к относительно простым ситуациям (ранняя сенсорная деривация).
Постепенность усложнения задач, предъявляемых нервной системе, чередование отдыха я тренировки нервных процессов - важнейшие принципы совершенствования работы мозга.
Как уже отмечалось, в течении неврозов значительную роль играют безусловные и условно рефлекторные реакции, поэтому облегчение состояние собаки может быть достигнуто не только при помощи фармакологических препаратов (это прерогатива ветеринарного врача), но и функциональным путем, например с помощью безусловного или условного торможения.
Например, в лабораторных условиях, неожиданное введение в опытную обстановку сильных посторонних раздражителей может затормозить не только условную но и безусловную реакцию на болезнетворный фактор. При этом решающую роль играет относительная интенсивность сталкиваемых раздражителей: более сильный раздражитель тормозит проявление реакции на более слабый.
Индукционное торможение способно ослабить или полностью купировать и условно рефлекторные патологические состояния и безусловные реакции на налично действующие раздражители.
Подавление условных патологических связей может быть достигнуто и выработкой внутреннего торможения - например, условного тормоза, который по своей функциональной природе тождественен дифференцировочному торможению: условием для выработки обоих этих видов торможения является не подкрепление безусловным раздражителем.


Раздел Нарушения ВНД, из курса лекций РКФ по специальности инструктор – дрессировщик, фигурант, эксперт по рабочим качествам и спорту.
В.В Гриценко.


Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным.

Наполеон.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 38
Info: Инструктор-дрессировщик
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.07 10:42. Заголовок: БИТЬ или НЕ БИТЬ, вот в чем вопрос.


БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ



Недавно в эхо-конференции сети ФИДО, посвященной собакам, развернулась бурная дискуссия, плавно переросшая в жесточайший спор. «Эху» просто захлестнул шквал писем. Споры не утихали больше недели, временами переходя на личности.

«ЛЕЖАТЬ, ... , УБЬЮ ... !»

Что же послужило яблоком раздора? Началось все с письма одной владелицы шестимесячного чау-чау. После болезни щенок стал кусаться, а наказать его не было никакой возможности - чау-чау довольно тяжелы и малочувствительны к боли. В ответ пришло письмо-совет, которое и послужило толчком к началу споров, привожу его полностью:
На днях Найт решил провести переоценку ценностей и стал на меня рычать, когда я подошла к нему во время еды. Пинок не подействовал, пара оплеух по морде - тоже. Завалила на пол и стала душить - опять не помогло, полупридушенный овчар рычал все сильнее и скалился. Пришлось ухватить эту тушу двумя руками за загривок, кое-как оторвать переднюю часть туловища от пола и минуты 3 помотать из стороны в сторону, а потом со страшным ревом «Лежать, ... , убью ... !» прижать к полу в позе подчинения и удерживать так какое-то время, пока не прекратился рык. После того, как пес перестал рычать, я убрала руки, оставила его лежать еще на минуту или 2, и отпустила командой «Гуляй». Пес поджал хвост и убрался в другую комнату. Через несколько минут вернулся уже в полностью вменяемом состоянии.
Это я к тому, что, как выяснилось, за шкирман можно даже очень тяжелых собак оттрепать, не только маленьких. Попробуй приподнять его, как только можешь высоко, хотя бы частично и потрясти, как грушу. Должно помочь.

Речь шла о двухлетнем кобеле восточно-европейской овчарки. В ответ пришло довольно резкое письмо от другой участницы конференции:
Н-да-с... Потасовка с меньшим братом. Поразительных результатов, оказывается, можно достичь дрессировкой... Чтобы взрослая собака рычала на хозяина, на хозяйку?! Не представляю. Болезнь, травма - крыша может и съехать, но у здорового-то пса... Наверняка скажут, с кем не бывает или что гены нехороши. Да только, на мой взгляд, это воспитание подгуляло. Не то передрессировали, не то недодрессировали. Собака за счастье почитать должна, если хозяин с ней рядом. Миска там, не миска - неважно. Она и кусок мяса обязана по первому требованию выплюнуть, ежели любимый хозяин приказывает.
С этого все и началось. Посыпались письма с советами, как ловчее поднимать собак за шкирку, не имея достаточной физической силы, с обвинениями автора последнего письма в идеализме и с защитой «карательных подходов» к «постановке собак на место». Большинство авторов были убеждены, что это необходимо. А так ли уж это необходимо? Давайте поразмышляем вместе. Пусть происшедшее останется на совести автора писем, не будем пытаться давать никаких советов, тем более что, судя по тону писем, в них никто не нуждается, а просто попробуем проанализировать ситуацию, чтобы не допустить подобных проблем со своими собственными собаками.

Итак, что же произошло? Собака попыталась сменить свое место в стае-семье и выразила открытое неподчинение, за что и была наказана. Вроде бы все правильно. Наверное, уже практически нет людей, которые никогда не читали бы статьи о том, что «семья - это стая, и собака должна знать свое место в ней». Действительно, вроде бы очевидно, что если бы дело происходило в настоящей стае, собака тоже бы получила жестокую трепку от вожака. Но, может, все не так уж очевидно?
Первый вопрос, который следует задать, - стала бы собака в настоящей стае рычать на вожака? Наиболее вероятно, что ситуации в такой форме, возможно, просто бы не возникло. Если бы молодой кобель попытался «сменить власть», он бы сделал это в гораздо более серьезной форме, чем рычание возле еды. Из опрошенных мной знакомых дрессировщиков, вырастивших не одного кобеля, ни один не смог припомнить случая, когда бы выращенная ими самими овчарка проявляла какую бы то ни было агрессию к хозяину. Те же, кто сталкивался с по-настоящему доминантными и агрессивными собаками, взятыми в дом взрослыми, уверяют, что эти ощущения забыть невозможно. И если бы кто-то попробовал разобраться с по-настоящему доминантной собакой так, как автор письма, то рычание показалось бы ей просто детским лепетом, и если бы ей и удалось взять верх, то, возможно, без шрамов все же не обошлось бы: собака не стала бы «отрыкиваться», она бы просто бросилась.

«ПОЧТИ» ВОЖАК

А зачем же он тогда рычал? Представьте себе такую картину. Вожак стаи лежит и грызет кость, когда к нему непозволительно близко подходит рядовой член стаи. Что будет делать вожак? Правильно, скорее всего, рычанием напомнит, что этого делать не следует... Разве можно это рычание рассматривать как «переоценку ценностей»? Какая уж тут переоценка, тут явно видно, кто вожак.
Не стал ли этот кобель овчарки уже вожаком «де-факто»? Скорее всего стал... По этому поводу вы можете прочитать замечательную статью Эда Фра-ули «Как обращаться с доминантной собакой», в которой анализируются причины доминантного поведения. Главная мысль этой статьи: чтобы стать вожаком, собаке совсем не обязательно демонстрировать угрожающее поведение, достаточно лишь соблюдать некоторые правила в поведении, и вот, все остальные члены стаи окажутся в подчинении незаметно для себя. Вот эти правила:
вожак есть первым
вожак спит в лучшем месте
вожак идет первым
вожак решает, будет ли стая драться
вожак решает, как принять чужака
вожак сам решает, что он будет делать.
Если собаке позволяют соблюдать эти правила, то незаметно для хозяев она становится «почти» вожаком. И когда в один прекрасный день возникает ситуация, когда собака считает нужным сказать свое твердое «р-р-р» вожака, хозяева наполняются праведным гневом и, отпинав «зарвашуюся» псину, делятся с другими владельцами опытом по восстановлению статус-кво. Поскольку собака стала всего лишь «почти» вожаком, часто у нее не хватает духу противостоять хозяевам, и все возвращается на круги своя. Но поскольку хозяева считают «переоценку ценностей» естественным процессом и не связывают это со своими собственными действиями, то все повторяется снова: рык - побои - мир. Годам к трем-четырем собака, наконец, понимает, кто истинный хозяин и перестает проявлять агрессию. В противном случае ее отдают.

ПРО ЛЮБОВЬ.

Самое интересное, что когда хозяева пинками ставят собаку «на подобающее место», они убеждены, что любят свою собаку и делают это ради ее же блага. В той самой конференции, с которой мы начали, автор второго письма в своих дальнейших письмах попыталась сказать всем, что тот, кто любит свою собаку, не станет утверждать свое главенство таким варварским способом. Ее буквально засмеяли. «Полюбите собачку, и все проблемы пройдут - ха-ха». А между тем, в этой иронической фразе на самом деле, может быть, и скрыт ответ.
Любить можно по-разному. Можно разрешить собаке спать на диване, а потом возмущаться ее черной неблагодарностью, когда она не пустит туда вас, а можно просто не разрешать ей делать этого с самого начала. Можно кормить ее со стола, позволять ей все, баловать и сюсюкаться, а можно не пускать на кухню, пока все не поедят и уметь говорить собаке «нет», когда это необходимо. При этом, кстати, тоже можно распрекрасно сюсюкаться и играть с собакой, но давать ей понять, когда время игр уже закончилось. В первом случае, если речь идет о кобеле, не исключено, что вам придется задать собаке трепку, когда в один прекрасный день она поведет себя СЛИШКОМ нагло. Другими способами унять ее будет нельзя. Во втором случае такой ситуации просто не возникнет. А что предпочли бы вы: быть уверенными, что вы тут главный и все вас просто обожают, а потом получить ощутимый удар по самолюбию и по ребрам или постоянно осознавать, что есть кто-то, кто вас любит, но все равно главнее вас?
Конечно, можно не запрещать ребенку тянуть руки к утюгу - обожжется, сам поймет, но любящие родители просто не станут подвергать ребенка такому суровому испытанию. Любящие хозяева тоже.

ВНЕЗАПНАЯ ГЛУХОТА И ДРУГИЕ «БОЛЕЗНИ» СОБАК

Легко сказать, что следует еще в мелочах пресекать попытки собаки занять верхнюю ступеньку в иерархии, но не всегда эти мелочи легко заметить. Несмотря на то, что почти общепринято считать первый рык первой попыткой неподчинения, начинается все гораздо раньше, с непослушания.
Если вы когда-нибудь видели маленьких щенков-овчарок, наверняка у вас остались самые приятные впечатления. Невозможно не умиляться, глядя, как какой-нибудь трехмесячный малыш старательно выполняет команды, с радостью получая кусочек лакомства, или неуклюже бежит на зов хозяина, хлопая еще не твердо стоящими ушами и преданно глядя хозяину в глаза. Кажется, ну все, если он сейчас так все делает, к году, наверное, уже чемпионом станет. Но через некоторое время картина меняется. У подросшей собаки все чаще случаются приступы «внезапной глухоты», с которых все и начинается.
Это, если так можно сказать, явление, наблюдается и у более взрослых, даже отдрессированных собак. Как правило, «приступы» случаются, когда хозяин хочет подозвать свободно гуляющую собаку. Обычно сразу реагирующая, в этот раз собака продолжает, как ни в чем не бывало, что-нибудь нюхать или продолжает заниматься другими собачьими делами. Хозяин уверен, что просто подал команду недостаточно громко, поэтому через несколько секунд повторяет ее, уже гораздо громче. В этот раз собака реагирует, и хозяин просто забывает об этом случае. А между тем - это первый звоночек. Приступы «глухоты» могут повторяться время от времени, но каждый раз они незаметно, но неумолимо подрывают авторитет хозяина.
Для сомневающихся могу предложить опыт. Если ваша собака знает какие-нибудь команды, то, демонстративно взяв в руку кусочки колбасы или мячик, начинайте давать команды собаке. Непременное условие - чтобы собака была заинтересована в том, что вы ей даете. А теперь попробуйте давать команды все тише и тише, по-прежнему поощряя собаку. В концр концов, вы сами почти не будете слышать своих команд, а собака будет по-прежнему безошибочно их выполнять. А теперь для чистоты эксперимента попробуйте еще и не шевелить губами - и вы убедитесь, насколько собачий слух лучше человеческого. Теперь вы можете идти в цирк и демонстрировать «чтение мыслей на расстоянии», но уже будете знать, что с вами цирковой трюк на прогулке с «потерей слуха» не пройдет.
Другая частая болезнь - «хочу в туалет». Проявляется обычно тоже во время подзыва. После команды хозяина собака вспоминает, что ей срочно «надо по делам» и демонстративно удаляется к ближайшим кустам, где, и правда, справляет какую-нибудь нужду. Кажется, что тут схалтурить невозможно. Увы... И опять оказалось, что команда хозяина не выполнена, поскольку причина кажется уважительной. А с другой точки зрения, не важно, каким способом, но произошло так, как хотела собака, а не хозяин.
К этой же группе «болезней» следует отнести «беспричинную задумчивость». «Задумавшись», собака может начать медленно влезать на диван или тянуть морду к колбасе, лежащей на столе. При этом если вы внимательно приглядитесь, то увидите неестественно скошенный в вашу сторону глаз, наблюдающий за вашей реакцией. Очень часто такие штуки проделываются именно в присутствии хозяина, чтобы проверить, не поменялись ли требования и запрещения, и нельзя ли уже поступать но собственному разумению, как и подобает вожаку. Если вы только посмеетсь над этим и не покажете, что сердитесь, собака преодолеет еще одну невидимую ступеньку. Между тем, окрик, даже притворно-строгий, вызывает настолько явное облегчение на морде собаки, что не остается никакого сомнения, что собака рада, что вы не позволили уронить себя в ее глазах.
Я думаю, что почти каждый владелец наблюдал эти, и возможно, массу других подобных «симптомов». Хитрость наших любимых собак поистине безгранична. Задача любящего хозяина - перехитрить свою собаку.

НЕ МЫТЬЕМ ТАК КАТАНЬЕМ

Итак, это случилось. Первая попытка «мягкого переворота» произошла, и вы понимаете, что что-то надо сделать. Попробуем применить метод наших же собак - не важен способ, важен результат.
Например, случай глухоты. Тут опять же есть два стиля действий. Первый -применять длинные поводки, метательные цепочки и рогатки. Цель - показать собаке, что никуда она от вас все равно не денется. Второй - носить при себе что-то очень для собаки ценное -мяч, лакомство, пластиковую бутылку, шину и т.п. Цель - показать, что подходить выгодно и приятно. Лучше, конечно, применять второй стиль, как ни странно, он действует нисколько не хуже, чем первый. Вооружившись «приятными» вещами, почаще повторяйте проблемную команду. Поборовшись между противоречивыми желаниями не подойти и получить желанное из рук хозяина, собака все же подойдет. Несколько таких прогулок, и у собаки выработается стереотип: подходить выгодно. Возможно, с точки зрения собаки, она заставляет вас давать ей лакомство, но на самом деле ей приходится каждый раз вести себя как подчиненному члену стаи, чтобы его получить.
На этом же принципе строится широко известный способ «укрощения» доминантных собак. Как известно, лежачее положение соответствует подчиненному положению особи. Вот почему часто доминантные собаки отказываются ложиться по команде. Можно, конечно, избить собаку и пригнуть ее в подчиненное положение (очень не советую даже пробовать), а можно некоторое время давать собаке лакомство, пусть даже не снимая намордника, держа руку все ниже, и ниже. Вскоре собака будет с удовольствием ложиться и есть лакомство, забыв, что еще недавно лежачее положение было для нее неприемлемым. И незаметно для себя собака станет принимать подчиненное положение по команде человека, которого она прежде ни во что не ставила.
Точно так же, хитростью, можно поменять акценты и в других, более простых случаях. Кстати, все эти хитрости обычно входят в арсенал средств любого инструктора-дрессировщика, и используются они для закрепления безотказности выполнения стандартных команд. Поэтому, если с собакой занимаются на площадке, собака очень быстро усваивает, что непостижимым образом она все равно делает так, как говорит ей хозяин, а хозяин, тоже незаметно для себя, становится настоящим вожаком.
ПИНОК - НЕ ВЫХОД
Некоторое время назад я разговаривала со своей подругой, не имеющей опыта общения с собаками, которая спрашивала меня, стоит ли ее друзьям отвести на дрессировку щенка стаффордширдского терьера, который «немного непослушный». Кстати, у друзей было двое маленьких детей. Ответ был категоричным - «обязательно». Я попыталась объяснить про необходимость научиться управлять собакой, а собаке - научиться слушаться, про опасность агрессии и серьезность породы, а также многочисленные несчастные случаи. После долгих колебаний хозяева стаффа, повели его в одну из групп по послушанию, когда ему исполнилось пять месяцев. Инструктор группы порекомендовал им повременить, сославшись на недостаточный возраст. Хозяева облегченно вздохнули, развернулись и ушли, не предприняв больше попыток. Через некоторое время добрый и ласковый стафик, которого все баловали, набезобразничал дома. Вышедший из себя хозяин отстегал собаку поводком- цепью, и ушел, оставив детей дома под присмотром подруги жены. которая очень часто сидела с ними и своим ребенком. Все шло хорошо, как вдруг во время мирных игр пес вцепился в лицо одному из детей. Все обошлось шрамом на щеке, который останется у ребенка на всю жизнь, а что могло бы быть, даже подумать страшно.
К чему я это все говорю. Судя по рассказам, эта собака привыкла поступать так, как считала нужным. Хозяин, который отстегал собаку цепью, скорее всего сумел поставить себя на верхнюю ступеньку иерархии, по собака по-прежнему считала себя выше оставшихся членов стаи. Взрослый человек может победить собаку и доказать, кто главный, но что делать, если в критический момент рядом окажется ребенок? Как можно силой обеспечить подчинение собаки всем членам семьи? По-моему, только постоянным контролем и угрозой наказания, что просто невозможно в реальных условиях, когда люди ходят на работу, да и, в конце концов, просто выходят из комнаты.
Не проще ли, если вы уже взяли собаку, уделить время ее воспитанию и дрессировке, научиться понимать ее мысли и намерения, а также внимательно относиться к причинам того или иного поведения собаки. Конечно, случаи бывают разные. Кому-то досталась уже взрослая собака, кому-то из-за ежедневных хлопот не хватает времени, а кто-то купил собаку с уже проблемной психикой. Если даже так случилось, что первый рык стал для вас неожиданным фактом, не торопитесь бить собаку. Наверное, это естественное и непроизвольное движение - дать оплеуху в ответ на такую наглость, особенно если собака настроена достаточно серьезно, но все-таки оцените свои силы и возможности собаки. Может стоит позвать собаку из другой комнаты и дать ей несколько команд, чтобы незаметно поменять местами диктующего и подчиняющегося члена стаи. Даже если все обошлось, сядьте и подумайте, ПОЧЕМУ это могло произойти и ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы этого больше не происходило.
Конечно, всегда можно опуститься до уровня животного и объяснить все, что угодно, на понятном любому существу примитивном языке ударов, но мы ведь люди, существа, которые, как считается, обладают более высоким интеллектом. Так почему бы нам не использовать свой разум, чтобы дать понять собаке, что мы от нее ждем.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Может быть, некоторые, прочитав эту статью, обвинят меня в недостаточном опыте общения с проблемными собаками и приведут в пример людей, кинологический опыт которых гораздо выше моего. Да, я могла бы промолчать, уступив место мэтрам, но, к сожалению, далеко не все дрессировщики могут высказаться в сети Интернет, тогда как очень многие начинающие владельцы именно здесь ищут информацию о собаках, поскольку' датеко не всегда могут получить ее в клубах. И они принимают на веру и берут на вооружение абсолютно все, что встречают в Сети. Уважаемые собаководы и собаколюбы! Читая письмо с советом или статью, обязательно задавайте вопрос - все ли здесь верно, нет ли здесь ошибки? Не торопитесь следовать любым советам, подумайте сначала. Если вы уже бывали на сайте Торнадос-Рамбо, то, наверное, замечали, что эта фраза встречается довольно часто перед спорными статьями. Страшнее всего ввести человека в заблуждение, не зная его конкретной ситуации. Сколько раз я не знала, плакать, или смеяться, читая в Интернет очередной совет, начинающийся словами «А! Делов-то...» Все коварство заключается в том, что опасные советы находятся среди других, замечательных советов и идей, которыми делятся друг с другом любители собак.
Так давайте же будем разумными, и будем общаться с собаками, стараясь представить, к каким последствиям могут привести наши действия.




Журнал «Мой Чемпион», дрессировка.


Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным.

Наполеон.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 47
Info: Инструктор-дрессировщик
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.07 20:15. Заголовок: ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ


ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ



Иерархическое и альтруистическое поведение. Виды агрессии. Инструментальная агрессия и ее значение в воспитании и дрессировке собак. Собака в семье человека. Взаимоотношения дрессировщика и собаки.

Домашняя собака относится к высоко социализированным стайным животным. Доказано, что любая стая (стадо или семья животных) строится по сходному принципу - принципу доминирования-подчинения, что и дало возможность приручить многие виды животных: коров, лошадей, ослов, овец, коз, верблюдов, лам, собак. Доминировать, это значит иметь больше прав и уметь подавлять возможных конкурентов. Животного, обладающего такими признаками, называют доминирующим или доминантным. А того, кто подчиняется попыткам подавления и имеет меньше прав, называют субдоминантой.
Во главе стаи стоит лидер. Как правило, это - животное среднего возраста, физически сильное, в драках доказавшее свое превосходство. Лидер имеет право первым подойти к пище и съесть больше, занять комфортное место отдыха, он первый имеет право на самку и т.д. Но самое главное, лидер имеет право управлять поведением других членов стаи. Если субдоминант не реагирует на рычание и угрожающую позу, лидер может устроить ему выволочку.
Взаимоотношения доминирования-подчинения членов стаи образуют ее иерархическую структуру, которая может быть очень разнообразной. Линейную структуру называют еще иерархической лестницей, вершину которой занимает лидер. На нижележащих ступенях располагаются субдоминанты. Чем более низкую ступень занимает животное, тем ниже его ранг, он субдоминантен по отношению ко всем вышестоящим животным. Реальные взаимоотношения в стае, конечно, богаче и разнообразней. Иногда случается, что в одной ситуации животное ведет себя, как доминант, а в другой - как субдоминант.
Иерархические взаимоотношения чрезвычайно важны для организации совместного поведения, а оно у стайных животных достаточно сложное (оборонительное, охотничье, территориальное, родительское и т.п.). Успех такого поведения зависит от и координации действий членов стаи, что и обеспечивается ее иерархической структурой.
Несмотря на то, что структура эта устанавливается в результате борьбы, она призвана уменьшить количество и выраженность вооруженных зубами конфликтов. На самом деле, когда отношения выяснены и роли распределены, достаточно косого взгляда, рычания или оскаленных зубов, чтобы напомнить субдоминанту о его месте. Но, оказывается, иерархические взаимоотношения являются не только свойством стайных и стадных животных, но и их потребностью. Вероятно животное чувствует себя комфортней, когда ясно, кто в доме хозяин. Если человеческая семья не предлагает собаке одну из моделей иерархических взаимоотношений, та начинает создавать их сама.
Наличие иерархической структуры в сообществах животных, дало человеку возможность управлять их поведением в любом возрасте. Место животного в стае определяется его физической силой, агрессивностью, особенностями нервной системы, полом, возрастом, а может быть, и просто нахальством. На ранг подрастающих щенков может оказывать влияние ранг их родителей. Совсем же молодые щенки, находятся вне иерархической структуры, по крайней мере им прощается очень многое.
Значение иерархических взаимоотношений в воспитании и научении (дрессировке) заключается в том, что управлять поведением, регламентировать его и обучая щенков чему-нибудь, имеет право лидер или доминирующее животное. Даже такая свойственная молодым животным форма научения, как имитация (подражание) возможна лишь в том случае, когда животное-актер является доминирующим.
Иерархическая структура человеческой семьи также определяется множество факторов. Даже самая простая семья, состоящая из папы, мамы, ребенка и бабушки может иметь несколько форм. Не исключена лидирующая роль бабушки или ребенка.
Щенок, попадая в человеческую семью, быстро понимает "кто есть кто", даже если лидер и не общается с ним. На глазах у хвостатого малыша глава человеческой семьи управляет поведением ее членов и они подчиняются (!). Угрожающая интонация, резкий окрик, специфические слова, своеобразная мимика и жестикуляция, все это очень понятно щенку по своему значению.
Оценив ситуацию, маленький пес, взрослея, будет пытаться занять место поближе к лидеру, а то и сместить его, как нашептывает ему своими генами природа. Близость к вершине иерархической лестницы гарантирует полный желудок, удобное место для отдыха и наилучшие условия для выживания будущего потомства.
В силу биологических особенностей, благодаря импринтингу (запечатлению),человек воспринимается молодыми животными как собственный родитель. Для наших щенков такое заблуждение облегчается тем, что они практически лишены общения с себе подобными и вынуждены либо считать себя людьми, либо нас -собаками.
Подросший Оценок становится более независимый, но в силу еще незавершенного процесса физического развития он продолжает относиться ко всем членам семьи как типичный субдоминант. Родитель, сопровождающий его на прогулках, скорее всего становится (воспринимается) вожаком. Щенок пока теряется в незнакомой местности и новых для себя ситуациях, еще многого не знает и многое не умеет, поэтому легко отдает права руководства собой человеку.
Но месяцев с 10 или немного позже, наступает следующий период, когда щенок начинает ощущать себя взрослой собакой. Он уже вырос и освоился с местностью, где обычно гуляет, познакомился с собаками, которых чаще встречает, научился тому необходимому минимуму, который позволяет ему выжить в данной обстановке (экологической нише). И, наконец, наступает момент, когда вожак становится ненужным. Более того, молодая собака может ощущать в себе силы для того, чтобы возглавлять стаю, и начинает бороться за выгодное место в иерархической структуре семьи. Борьба может иметь различные формы: от простого неподчинения и игнорирования владельца на (прогулках, до открытой агрессии при попытке управлять собакой, заставить ее что-нибудь сделать. Молодая собака еще подчиняется лидеру семьи, но если ее продолжают не воспитывать и не дрессировать, может вступить в конфликт и с ним.

Позволив собаке занимать в семье высокий иерархический ранг, члены семьи теряют право на управление ее поведением. Собака не только перестает их слушаться, но и сама предпринимает попытки регламентировать их поведение. Особенно достается тем, кто занимает низшие места иерархической лестницы семьи, а это чаще всего дети и пожилые люди.

Воспринимая семью человека как свою стаю, собака "особачивает" и свои взаимоотношения с ее членами и посторонними людьми. Причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.,
Территориальность - то есть свойство и потребность собачьих родственников заиметь ограниченную территорию - предполагает своеобразное территориальное сведение направленное на сохранение площади территории, меченье ее границ и недопущение посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином.
Территории занятые разными стаями, отграничиваются друг от друга буферными зонами - ничейным пространством. Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой они расходятся на свои территории. Существует закономерность - чем дальше от собственной территории находится животное, тем менее оно агрессивно. Например, цепные собаки охраняющие двор в котором они выросли, редко бывают агрессивны за его пределами.
Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие флаги - очень тщательно метят капельками мочи или калом. Регулярно пахучая граница обновляется.
Территориальное поведение выполняет очень важную биологическую функцию, так как территория, прежде всего, большая кормушка и далеко не бездонная - тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, то есть иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного.
Для нашей собаки ее территорией являются квартира, лестничная клетка и лестница, двор и место ее постоянного выгула. Конечно, настоящей территорией является квартира, дом или двор, если собака живет на приусадебном участке. В остальных местах поведение собаки достаточно индивидуально. Не исключена повышенная агрессивность к "посторонним", но чаще всего они ведет себя так как в буферной зоне. Хотя в процессе воспитания, территориальное поведение поддается коррекции.

Но взаимоотношения в стае не исчерпываются иерархическими отношениями, только при помощи их нельзя объяснить все многообразие поведения социальных животных. Мы знаем, что члены одной стаи играют друг с другом, делятся пищей, вместе выращивают потомство. А владельцы собак утверждают, что между ними и их питомцами существует не только взаимопонимание, но и взаимопомощь.
В связи с этим зоопсихологи выделяют так называемое альтруистическое поведение, имеющее несколько форм. По Д. Мак - Фарленду к альтруистическому поведению можно отнести поведение какой-либо особи (донора) выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением своей приспособленности. С одной стороны это противоречит здравому смыслу, но, с другой стороны, если это поведение полезно данной группе или виду в целом, оно закрепляется и передается по наследству.
Кооперация, или сотрудничество, которая так распространена между стайными животными и которая лежит в основе взаимодействия собаки с хозяином, обычно включает какую-то форму альтруизма.
Например, совместная охота у волков, шакалов, гиеновых собак, львов и гиен проводится родственниками. Охота включает кооперацию при отборе жертвы и во время преследования. Во время погони лидеры могут меняться и таким образом делить тяжесть погони на длинной дистанции. Собаки, бегущие сзади, иногда срезают углы, пытаясь преградить путь жертве. Добычу делят на всех членов группы, а после возвращения домой взрослые часто отрыгивают пишу для щенков. Некоторые взрослые не участвуют в охоте, а охраняют молодых, однако вернувшаяся группа кормит также этих животных. Таким образом, отдельные животные проявляют альтруизм по отношению к другим членам группы, а не преследуют только свои собственные интересы. Точно также и мы и наши собаки поступает по отношению друг к другу.
Забота о потомстве - еще одна из форм альтруизма. Затрачивая время и энергию на уход за детенышами, родитель увеличивает их приспособленность в ущерб свое собственной и оберегает теперешних молодых за счет возможного будущего потомства. У собачьих распространено наличие "тетушек" и "дядюшек", например старшие детеныши шакалов, живущих в Африке, особенно самки, очень часто остаются родителями и помогают им воспитывать следующий помет. Эти «нянюшки» отгоняют от норы гиен и других опасных гостей и почти так же часто кормят отрыжкой своих маленьких сородичей, как взрослые шакалы. Но сверх этих обязанностей старшие детеныши почти все время резвятся вместе с малышами и подолгу их вылизывают. То же самое отмечается и у волков
Уход друг за другом то же является альтруистическим поведение, однако, как замечают Джейн И. Гуго, Ван Лавик - Гудолл в своей книге "Невинные убийцы" о таком поведении у обыкновенных шакалов: «У многих живых существ уход друг за другом превратился в социально значимый обряд, он не только помогает содержать с порядке шерсть, но и укрепляет связь и поддерживает общение между членами группы, делая более прочными отношения самцов и самок во время ухаживания. ... а своих щенят оба родителя вылизывали гораздо дольше, чем требовалось для просто очистки шерсти... Кратковременное вылизывание или даже отдельные его элементы часто демонстрируются при дружественной встрече животных данного вида, например во время церемонии приветствия.". Наверное именно это лежит в основе проявлений любви между нами и нашими собаками.
Известно также, что наши домашние собаки, НЕ ВЗИРАЯ НА СЛОЖИВШИЕСЯ В СЕМЬЕ человека иерархические схемы, начинают предпочитать формальному лидеру кого-нибудь из членов семьи - часто это бывает ребенок или бабушка. Но, оказывается для собачьих это очень естественно. Так американские ученые, изучающие поведение волков, живущих в обширных вольерах Зоологического сада Чикаго (Брукфилд), показали, что среди самцов наблюдалось образование индивидуально «симпатизирующих» пар. Такие волки постоянно находились вместе, защищая друг друга при агрессивных атаках со стороны других самцов. А. Б. Гржимек подчеркивал, что у гиеновых собак очень выражена привязанность друг к другу.
Установлению более тесных "родственных" отношений между человеком и выращенной им собакой способствует и особенности коммуникации собачьих. Например, Н. Тинберген в своей книге "Социальное поведение животных" подчеркивает что многие животные (особенно млекопитающие) реагируют на видоспецифические «релизеры» только знакомой особи известной данному животному «лично». (Релизеры, это сигналы запускающие наследуемые или инстинктивные формы поведения).
При этом ответ партнера иногда выражается в немедленном и простом движении. Однако часто природа ответной реакции внутренняя. В таком случае сигнал изменяет состояние особи и подготавливает ее к более сложной и разнообразной деятельности.

Однако количество и качественные характеристики сигналов могут формироваться и условнорефлекторным путем в процессе взаимного общения. Это относится к человеческим "командам" и к позе собаки, приглашающей нас поиграть с ней, ведь у каждого из членов "стаи" есть тенденция совершать сигнальные движения, запускающие «правильные» реакции у других особей.
Таким образом, члены собачьих и человеко-собачьих стай имеют достаточно эффективные возможности для обмена «услугами», узнают друг друга в лицо, помнят свои обязанности и имеют мотивы (причины) для взаимного альтруизма.
Как уже упоминалось, агрессивное поведение, как компонент, встречается у собак при иерархическом,
территориальном, оборонительном, охотничьем, пищевом, игровом, половом и родительском поведении. В
связи с этим различают:
-иерархическую агрессию (агрессия доминирования);
- территориальную агрессию;
- оборонительную агрессию (агрессия страха);
- охотничью агрессию (хищническая агрессия);
- игровую агрессию;
- половую агрессию;
- материнскую агрессию (агрессия защиты потомства);
- инструментальную (условная, обусловленная, приобретенная) агрессию.
Иногда выделяют еще и собственническую и пищевую агрессии.
По другим признакам различают агрессию внутривидовую (по отношению к особям своего вида) и межвидовую (по отношению к животным другого вида).
Также агрессивность собак делят на спонтанную и инициированную. Под спонтанной агрессией подразумевают не спровоцированную, как бы беспричинную агрессию. При инициированной (вызванной, спровоцированной) агрессии причина легко различима.
Особое значение в выращивании и содержании собак имеет инструментальная агрессия.
Так как не смотря на то, что склонность к агрессивному поведению генетически обусловлена, ее выраженность зависит от средовых воздействии. Например, если собака демонстрирует агрессивное поведение по какой-либо причине и добивается благодаря этому желаемого результата, она сделает это снова. В качестве примера можно привести дрессировку служебных собак или собак-телохранителей. Некомпетентные дрессировщики формируют такую агрессию через болевые ощущения, но правильная дрессировка заключается в том, что агрессивное поведение является игрой для собаки. Тогда агрессия легко контролируется владельцем и правильно обученные собаки абсолютно дружелюбны, когда не несут службу.
Совершенно не факт, что инструментальная агрессия формируется только в результате специальной дрессировки на дрессировочной площадке. Часто во время выращивания и воспитания щенка владельцы или члены семьи бессознательно формируют у собаки этот тип агрессии. Например, вы вытираете собаке лапы, она вырывается и вдруг, в какой-то момент, рычит. Вы, хоть и не тщательно, но уже достаточно вытерли лапы и думаете: "Ну и бог с тобой. Вроде вытерла, тем более и тебе не нравится". И оставляете щенка в покое. Вы считаете, что поступили разумно. Собака же считает, что вы перестали ее донимать только потому, что она зарычала. В следующий раз вы уже столкнетесь с этой самой инструментальной агрессией. Иди вы играете со щенком в игру под названием «а ну-ка отними» - перетягиваете игрушку.
К этой игре почти вес щенки относятся с азартом: активно хватают игрушку, вырывают ее. треплют и ... рычат. Все это признаки игровой агрессии. Но в какой-то момент вы отдаете игрушку щенку, потому что вам наскучило или вы считаете, что щенок устал. А щенок считает, что он победил благодаря своим агрессивным действиям. И агрессия становится условной и будет возникать все чаще и чаще в аналогичных, а затем и в других ситуациях.

Раздел ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ, из лекций РКФ, по курсу инструктор – дрессировщик, фигурант, эксперт по рабочим качествам и спорту.
В.В Гриценко.





Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным.

Наполеон.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 96
Info: кане корсо
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.07 20:55. Заголовок: Re:


Очень полезные и нужные статьи. Прочитали с интересом и с обсуждением. Спасибо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 48
Info: Инструктор-дрессировщик
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.07 23:57. Заголовок: Re:


Пожалуйста всегда рады.
Выложим в форуме еще.

Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным.

Наполеон.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 49
Info: Инструктор-дрессировщик
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.07 23:22. Заголовок: Ребенок и собака.


Вопрос: - У нас в семье подрастает малыш. Решили купить ему щенка. Как нм помочь стать друзьями?

Собака и ребенок инстинктивно ищут общества друг друга, вместе бегают, кувыркаются, играют. Если и бывают у них какие-то разногласия, все всегда кончается полюбовно, и вот они уже снова друзья, обнимаются и целуются, как ни в чем не бывало Таков традиционный образ взаимоотношений между детьми и собаками, привычный всем взрослым. В подавляющем большинстве случаев собаку в доме заводят ради ребенка, чтобы ему было с кем играть.
Такой выбор поначалу кажется совершенно правильным и очень удачным. Щенок, оглушенный и растерянный при первом столкновении с чужим, совершенно незнакомым миром, инстинктивно тянется к ребенку, такому же беспомощному, как он сам. Каждый из них ищет опоры и заступничества у другого. Hо в ходе своего взросления щенок вдруг начинает проявлять враждебность к ребенку, с которым до этого был неразлучен, как тень. Он избегает компании своего товарища, стремится побыть в одиночестве, порой даже ворчит. Что же произошло?
Прошло время, и маленькое, беспощадное четвероногое существо, прежде такое слабое и беззащитное, выросла и окрепло, а главное, возмужало, освоилось в своем новом доме, стало членом семьи, заняв определенное место в домашней иерархии. Когда щенку было два месяца от роду, его можно было сравнить с годовалым ребенком, в шесть месяцев он уже подобен пятилетнему мальчику, в восемь месяцев, - девятилетнему, а когда ему исполнится год, его уже можно сравнить с четырнадцатилетним подростком. Его развитие совпадает с развитием ребенка в течение очень короткого периода.
В то время, как во внешнем облике щенка день за днем все заметнее проступают черты взрослой особи его породы и определяется, совершенствуется его характер, меняются и его взаимоотношения со "щенком-человеком". Сперва щенок воспринимает ребенка как особу, занимающую господствующее положение на иерархической лестнице по отношению к нему самому, затем как равного себе, и наконец как существо нижестоящее.
Именно в это время детский деспотизм, невинные, на первый взгляд, шутки начинают восприниматься собакой как недопустимое и оскорбительное вторжение в ее частную жизнь. Последствия не замедлят сказаться, когда собака станет взрослой, то есть на втором году ее жизни. Можно с уверенностью предсказать, что она предпочтет избегать общества не только своего недавнего товарища по играм, но и детей вообще. Мало того, пес все сделает, чтобы дети держались от него подальше.
Если вы хотите, чтобы общение вашего ребенка с собакой стало источником радости и счастья для них обоих, необходимо соблюдать несколько простейших правил.

1. Если щенок занял в вашей семье место другой собаки, даже если он той же породы, учтите, что его поведение и характер будут иными, чем у вашего прежнего любимца.
2. Все собаки очень ревниво относятся к своим ушам и носу, ведь это органы двух важнейших для собаки чувств: обоняния и слуха. Немедленно остановите ребенка, если он забавы ради начнет теребить собаку за уши или за нос.
3 Хвост служит собаке для самовыражения, а также в качестве руля при ходьбе. Взять собаку за хвост - значит ограничить ее маневренность и выразительные возможности.
4. Если вы заметите, что ребенок потихоньку подкрадывается к собаке со спины, не позволяйте ему этого делать: ни одной собаке не нравится, когда ее внезапно хватают сзади.
5. Никогда, ни в коем случае, не позволяйте ребенку дунуть в морду собаке: это будет воспринято как знак превосходства. Такой обычай существует у диких собак: главарь стаи фыркает на рядовых псов, когда хочет, чтобы его оставили в покое.
6. Ребенок никогда не должен глядеть прямо в глаза собаке: это воспринимается как вызов.
7. Не позволяйте ребенку держать в руках палку или прутик, когда он играет с собакой, чтобы ему не вздумалось ударить ее или угрожать ей.
8. Не оставляйте ребенка один на один с собакой во время еды. Любой невинный детский жест в сторону миски с едой может вызвать инстинктивную оборонительную реакцию с самыми серьезными и даже трагическими последствиями.
9. Пронзительный детский плач или, как мы говорим, "рев" создает шум, непереносимый для сверхчувствительного собачьего слуха. Объясните ребенку, что с собакой нужно всегда говорить тихо и спокойно.
10. Знайте, что собака никогда и ничего не забывает, она навсегда запомнит обиды, перенесенные в щенячьем возрасте. Если пес захочет прогнать от себя обидчика, он обязательно это сделает, причем пустит в ход такой убедительный аргумент, как зубы, да еще в такой момент, когда "жертва" не ожидает нападения.



В дополнение статьи, от себя хочу добавить,обращение к родителям.


Никогда не наказывайте ребенка в присутствии животного так как своими действиями вы опустите ребенка на самую низшую ступеньку в домашней иерархии не исключено что собака попытается сделать тоже самое.
Во многих сообществах животного мира наказание неугодного вызывает всеобщее гонение, например макаки кидаются грязью в того кого накажет вожак, так поддерживается власть внутри стаи.
Собака конечно кидатся грязью не будет, но вот помочь наказать ребенка может запросто.

Более подробно с подобным поведением можно ознакомится в книге Конрада Лоренца "Агрессия".


Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным.

Наполеон.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 365
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.07 22:16. Заголовок: Re:


варька, Спасибо большое за статьи. Особенно впечатлила статья "БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ", про "глухоту" - наш случай, недавно поперло. Теперь я еще раз убедилась, что сыр ОЧЕНЬ важный и необходимый атрибут.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 83
Info: Инструктор-дрессировщик
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 11:29. Заголовок: ОБЩИЙ КУРСДРЕССИРОВК..


ОБЩИЙ КУРСДРЕССИРОВКИ
НАЗНАЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
ДРЕССИРОВКИ СОБАК

НАЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ

В процессе общей дрессировки у собак вырабатываются навыки, дисциплинирующие животное, позволяющие управлять ее поведением как в процессе повседневного обращения, так и применяя ее на службе.
Кроме того, общедисциплинарные навыки являются базой для выработки у собаки комплекса условных рефлексов специального назначения. Большинство приемов курса общей дрессировки отрабатывают при подготовке собак всех видов служб, поэтому они называются общими.
В общий курс дрессировки входят 26 приемов, которые делятся: 8 подготовительных, 13 основных, 5 дополнительных.
К подготовительным относятся: установление контакта дрессировщика с собакой, приучение к кличке, приучение к специальному снаряжению, приучение к чистке и показу для осмотра, развитие физической выносливости, приучение к темноте, непогоде, необычным условиям, приучение к спокойному отношению к выстрелам и другим сильным раздражителям.
К основным относятся: приучение переходить в свободное состояние, приучение подходить к дрессировщику, приучение к движению рядом с дрессировщиком, приучение садиться, приучение ложиться, приучение стоять, приучение к подноске апортировочного предмета, приучение к преодолению препятствий, приучение к подаче голоса, приучение к переползанию, приучение к прекращению нежелательных действий, приучение не брать корм без разрешения, приучение к движению впереди дрессировщика.
К дополнительным относятся: приучение к возвращению на место, приучение плавать, приучение к замедлению темпа движения, приучение к охране вещей, приучение к спокойной работе в группе дрессировщиков с собаками.
Следует заметить, что наилучшие результаты в дрессировке собак достигаются в том случае, если выработку условных рефлексов начинать с щенячьего возраста.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ
ПРАВИЛА ДРЕССИРОВКИ СОБАК
При выработки условных рефлексов у щенков и взрослых собак пользуются одними и теми же методами дрессировки, но с учетом возрастных особенностей.
При выработки общедисциплинарных навыков надо выполнять следующие методические и технические правила.
Перед тем как приступить к работе с собакой, дрессировщик должен узнать кличку, возраст собаки, степень ее подготовленности, основные и преобладающие реакции поведения.
Дрессировка собаки начинается с первого подхода к собаке и установления правильного взаимоотношения (контакта) дрессировщика с собакой в течение 10-15 дней.
До начала целенаправленных занятий с собакой дрессировщик обязан изучить теорию дрессировки, основные правила содержания собак и ухода за ними. Прежде чем начать любое упражнение, надо увидеть как оно выполняется опытным дрессировщиком (преподавателем) с собакой, продумать порядок применения условных (сигнальных) и безусловных (подкрепляющих) раздражителей с учетом особенностей поведения своей собаки, получить консультации у преподавателя.
Для доведения способов применения раздражителей до автоматизма дрессировщику необходимо потренироваться в выполнении упражнений без собаки, это поможет предупредить некоторые возможные ошибки в выработке условного рефлекса у собаки. Затем надо выполнить упражнения в замедленном темпе и только по мере овладения техникой воздействия раздражителями постепенно ускорять темп работы, доводя до нормативных требований.
При сочетании условных и безусловных раздражителей команды произносить четко, с нужной интонацией и соответствующей силой, исключить многословие. Они отвлекают собаку, задерживают выработку условного рефлекса.
В заключительном этапе дрессировки, в условиях близких к требованию службы, собаку надо приучать к выполнению команд, подаваемых из-за укрытия и произносить тихо, шепотом, когда собака не видит дрессировщика.
В управлении поведении собаки важное значение имеют жесты. При выполнении первоначальных упражнений они несколько отличаются от стандартных, так как движения руки с поводком или лакомством совершаются так, чтобы заставить собаку выполнить нужное действие. По мере образования условного рефлекса у собаки надо добиваться четкого выполнения жестов как в строевом (классическом) варианте, так и служебном. Например, жест посадки, укладки можно подавать полностью при управлении собакой на большом расстоянии, а на близком расстоянии, особенно на службе, достаточно незначительного движения руки.
При дрессировке и применения собак на службе используются 8 основных жестов, которые вполне обеспечивают четкое управление собакой: (Ко мне), (Рядом), (Сидеть), (Лежать), (Стоять), (Голос), (Ползи), (Гуляй). Жест (Гуляй) является общим для всех случаев, когда надо показывать собаке направление движения или привлечь ее внимание на какой-то раздражитель (объект). Разница между значением этого жеста в различных приемах в том, что, возможно, некоторое изменение угла выбрасывание правой или левой руки. В каждом конкретном приеме жест (Гуляй) обязательно сопровождается соответствующей командой.
Необходимо умело пользоваться коротким и длинным поводками как средством, дисциплинирующем собаку, позволяющим четко управлять ее поведением. Поводки применяются, как правило, для подкрепления команды или жеста в виде рывка, сдерживания и легкого подтягивания.
Собаки очень внимательны к поводку. Поэтому переход к управлению без поводка должен быть постепенным. Работать без поводка собака должна в наморднике.
При выполнении любого первоначального упражнения правильное ответное действие собаки на применяемые условные и безусловные раздражители надо подкреплять поглаживанием в сочетании с одобряющем словом (Хорошо). Это должно вызывать у собаки приятное ощущение. Рекомендуется погладить кистью левой руки по лопатке, груди собаки, нежно почесать у основания ушей.
Правильные действия собаки каждый раз надо подкреплять условно поощряющем словом (Хорошо) с одобряющей интонацией.
При дрессировке собак розыскной, сторожевой и других специальных служб лакомство давать только левой рукой.
В целях сохранения чистоты индивидуального запаха на апортировочных предметах, особенно в начале выборки вещей, нельзя брать корм правой рукой. Исключением является показ лакомства правой рукой при выполнении первоначальных упражнений вызова лая и переползания, а также в отдельных случаях при посадке и укладке. В связи с этим поглаживать собаку надо, как правило, левой рукой.
Результативность и качество выработки условных рефлексов зависят от возраста собаки. Со щенками лучше проводить подготовительную дрессировку. Щенки более подвижны, податливы к подражанию, слишком чувствительны к механическим раздражителям. По возможности надо пользоваться пищевыми раздражителями, побуждать их к выполнению нужных действий в группе двух-трех щенков и в процессе игр.
Заниматься с собакой рекомендуется 2-3 раза в день, но не раньше, чем через 2-3 часа после кормления. Определяя количество занятий и продолжительность каждого из них, надо исходить из учета количества и видов выполняемых упражнений, их сложности, нервной и физической нагрузки на организм собаки и ее работоспособности.
В начальном периоде подготовки собак, когда выполняются упражнения по выработке общедисциплинарных навыков и некоторых несложных упражнений, продолжительность занятия не должно превышать двух часов. С началом упражнений по проработке следов продолжительность каждого занятия увеличивается, а количество их уменьшается.
Перед занятием надо хорошо выгулять собаку. Рекомендуется с начало повторять упражнения по совершенствованию начатых ранее условных рефлексов, затем выполнять упражнения по выработке нового условного рефлекса, не отвлекая собаку другими видами упражнений.
В последующих периодах подготовки собак, когда идет процесс совершенствования почти всех условных рефлексов, очередность упражнений, количество их на одном занятии определяются исходя из сложности их выполнения.
Очень важно поддерживать постоянную работоспособность собаки, не допускать ее переутомления.
Необходимо продумать план дрессировки каждого занятия, изучить методику выработки намеченных условных рефлексов по учебнику, получить консультацию у опытных дрессировщиков. Заканчивая занятие, надо сделать анализ проведенной дрессировки и наметить предварительный план для очередных занятий.
При дрессировке розыскных и сторожевых собак надо иметь комплект специального снаряжения индивидуального и группового пользования. Индивидуальными средствами являются: обычный и строгий ошейники, короткий и длинный поводки, намордник, шлейка, цепь, прикол, сумка для переноски предметов дрессировки, сумка для лакомства, комплект разнообразных апортировочных предметов, пинцет, специальный полиэтиленовый пакет и брезентовый плащ.
На занятиях, особенно в первый месяц, обязательно нужно иметь лакомство - мелкие кусочки мяса, печенья, сахара, в крайнем случае, хлеба.
Групповые средства - дрессировочный костюм (куртка и брюки), дрессировочное пальто, специальные рукава, пальто гражданское, хлыст, пистолет стартовый, контейнеры с набором разнообразных предметов для выборки вещей. Кроме того, в учебных заведениях оборудуются площадки с разнообразными сооружениями, препятствиями и объектами, предусмотренными программой по службе собак соответствующего ведомства.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (КОНТАКТА) ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ

Дрессировка собаки начинается с правильных взаимоотношений (контакта) с дрессировщиком. Успешная дрессировка и применение собаки на службе невозможны без прочного контакта. Установление контакта — это выработка у собаки условного рефлекса доверия к дрессировщику, привязанности к нему.
Основными условиями приучения собаки к дрессировщику являются кормление собаки, своевременные и систематические прогулки с ней, а также правильный уход и умелое применение условных и безусловных раздражителей при дрессировке.
Методика и техника установления контакта зависит от того, в каком возрасте собака закрепляется за дрессировщиком. Легче и проще устанавливается контакт при выращивании собаки с рождения. Но большинство собак, предназначенных для службы, как правило, передаются новому человеку перед началом дрессировки в учебном подразделении в возрасте от 8-10месяцев до 2 лет.
При закреплении собаки за дрессировщиком он должен знать ее кличку, возраст, особенности поведения, степень подготовленности, отношение к посторонним лицам. Ему следует определить методику установления контакта с ней.
Дрессировщик должен быть смелым, но осторожным, готовым ко всяким неожиданностям в поведении собаки.
В зависимости от местонахождения собаки и степени ее агрессивности, первоначальный подход к ней может быть различным. В случае, когда собака находится в вольере, подходя к ней, надо назвать ее кличку и дать лакомство. Если собака сразу берет лакомство, проявляя при этом признаки доверчивого отношения, следует поласкать ее, взять на поводок и вывести на прогулку. Присутствие человека, за которым она была закреплена до этого, нежелательно. Можно передать собаку во время прогулки. Это делается так. Владелец выводит собаку с надетым намордником на прогулку. Человек, которому она передается, подходит к ним, незаметно для собаки принимает поводок и продолжает ее выгуливание, а владелец уходит. Выгуливая собаку на длинном поводке, дрессировщик периодически называет ее по кличке и при подходе дает лакомство. К собаке с агрессивной реакцией подход должен быть другим. Лучшее средство здесь — систематическое кормление. При доверчивой реакции собаки в вольере ее можно взять на поводок и вывести на прогулку.
С самого первого подхода к собаке дрессировщику нужно соблюдать следующие правила: кормить свою (закрепленную) собаку самому, не доверяя другим; систематически выгуливать ее; правильно ухаживать за ней; методически последовательно и технически правильно выполнять все упражнения. Первоначально установленный контакт совершенствуется в процессе всего курса дрессировки, особенно при отработке специальных приемов: развитие злобы, задержание убегающего, работа по запаховому следу и др.
При нормальном контакте характерно следующее поведение собаки: при подходе дрессировщика она ласкается, при уходе его стремится следовать за ним, иногда визжит или лает; во время прогулок не уходит далеко, постоянно следит за ним, активно ищет спрятавшегося в укрытии дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:
1. Грубое обращение с собакой, применение громких команд, резких рывков и ударов поводком, вызывающих трусливое или недоверчивое отношение к дрессировщику, а иногда и злобную реакцию.
2. Излишне ласковое обращение с собакой, увлечение играми, снижающими дисциплинированность собаки.
3 . Нерешительное, боязливое обращение с собакой, вызывающее у нее или настороженность, или агрессивную реакцию на дрессировщика.

Продолжение следует.

Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным.

Наполеон.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 411
Откуда: ТО с.Корнилово
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.10 01:55. Заголовок: очень интересные ста..


очень интересные статьи!

я тоже продолжу такое полезное дело сбора информации воедино



Когда говоришь что думаешь, думай что говоришь. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет